Тверская митрополия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Неделя 4-я по Пасхе

1 | 18

11 мая 2025 года в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном,  в Старицком монастыре совершили воскресные богослужения. Божественную Литургию в Успенском соборе монастыря совершил наместник обители игумен Дамаскин (Леонов) в сослужении братии монастыря иеромонаха Нектария (Андреева) и иеромонаха Вениамин (Веселова), клирика Боровичской епархии (Новгородская митрополия) иерея Сергия Другова. По окончании Литургии был совершен крестный ход. накануне вечером было совершено Всенощное Бдение с литией. 

В это воскресенье Церковь вспоминает евангельскую историю об исцелении Спасителем расслабленного, то есть немощного человека.

В те времена у Овечьих ворот Иерусалима была купальня, в воды которой изредка сходил Ангел и возмущал воду, и кто первый после этого входил в нее, исцелялся от любого недуга (Ин. 5, 4). Поэтому к купальне в ожидании очередного чуда стекался народ. В крытых галереях «... лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды…». Одним из уповающий на исцеление был расслабленный, обездвиженный болезнью человек, страдавший от своего недуга 38 лет. Рядом с ним не было близких и друзей, которые бы помогли ему при возмущении воды первым спуститься в купальню. Но он продолжал верить в милосердие Господа и надеяться на чудо.

Христос увидел в душе человека эту безусловную веру и спросил у него «Хочешь ли быть здоров?» Больной человек не знал, Кто перед ним, и просто, как обычному человеку, стал объяснять Христу, в чем проблема: «...не имею человека, который опустил бы меня в купальню...». Он ни на секунду не сомневается в чуде, он верует. И Спаситель говорит несчастному: «встань, возьми постель твою и ходи (Ин. 5, 8). И немощный человек, не стоявший на своих ногах несколько десятилетий, встал и пошел.

Позже Спаситель снова встретил излечившегося расслабленного в храме, чтобы вознести свою благодарность Богу. И Христос говорит человеку: «не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5, 14). То есть болезнь расслабленного была от его грехов, и если он не исправится, будет еще хуже. Мы не знаем, за какой свой грех страдал человек. Но видим, что именно болезнь научила его терпению, смирению, упованию на Господа и в конце концов привела в храм, в дом Божий. То есть болезнь для души человека стала благом.